Читаю "Три Дюма" А.Моруа. И размышляется...
читать дальше
Дюма-отец - не эрудит, не историк, не мыслитель. "Заставляет ли Дюма думать? - Редко. - Мечтать? - Никогда. - Лихорадочно переворачивать страницы? - Всегда." Он просто очень жизнерадостный, плодовитый писатель, из-под пера которого рождалось ужасающее современных критиков и издателей количество произведений. Они исчисляются сотнями... Но их читают!!! В современном мире эту продуктивность можно сравнить лишь с такими авторами, как Дашкова и иже с ней. И вопрос даже не в этом, а в противостоянии его и его кредиторов, потому что одним из главных среди них стала его жена. Вот это то и заставило меня задуматься. Кто прав? Хотя для истории это и не совсем верная постановка вопроса, но как личность, меня это заинтересовало. Ведь со слов своих друзей (среди которых такие авторитетные, как Жорж Санд) Ида Дюма (Ферье) была "большая артистка и великодушная женщина" с "высоким умом и благородной душой" Так что же заставило ее выбивать деньги из человека, который в принципе не умел копить и тратил все свои огромные гонорары на друзей и окружающих, который все больше и больше погрязал в долгах и должен был быть под ними похоронен в недалеком будущем? Она, чью душу так восхваляли, не нуждалась в деньгах и жила на богатом содержании своего любовника-князя. Ради чего? Где же было ее великодушие?
"Судите о человеке по его смерти", говорит А.Менегетти (не дословно). И я стала исходить из этого. Ида умерла от рака матки, что с точки зрения психологии означает следующее: человек "слишком долго подавляет в себе злобу, обиду или ненависть к одному из родителей. Многие также злятся на Бога за то, что им довелось пережить. И приходит день, когда человек достигает своего эмоционального предела, - в нем все взрывается, и тогда начинается рак." (Лиз Бурбо "Твое тело говорит: люби себя!") Конечно, тогда об этом не знали и не думали. Но на основании сведений об этой женщине, которая всю жизнь вынуждена была таскать за собой свою мать, бывшую у нее на содержании с юного возраста, можно сделать вывод. Мало вероятно что она ее любила, скорее всего, не отдавая себе отчета в этом, Ида тихо ее ненавидела и винила во всем своего отца. И чувство это она перенесла на всех близких ей мужчин. В том числе на Дюма, которого, по всей видимости ассоциировала с ним и винила в материальной несостоятельности, невозможности обеспечить свою семью. Последней каплей стало то, что назначенные после развода пенсия ее матери и выплата ей ее приданного не осуществлялись. "Одна из прекрасных черт характера Дюма заключалась в том, что даже в крайней бедности он оставался для всех, за исключением своей супруги и кредиторов, самым щедрым из людей." (А.Моруа) Деньги пришлось выбивать через суды. И продав дом и написав еще несколько тысяч строк Дюма-отец отдал ей деньги. И снова читаем Лиз Бурбо: "Рак может возникнуть как в период эмоционального напряжения, так и после разрешения конфликта." Она победила. И она была обречена.
Ида уезжает в Италию и через год умирает.
Кто из них прав? Дюма любят и читают, его брызжущие юмором захватывающие книги знают все. Иду же помнят, как жену прославленного писателя, после себя она оставила только недоумение: за что она с ним так? (Это моя личная точка зрения, не претендующая на истину)
@темы:
Женщины,
Книги,
Отношения