Надюша.... Пообщались, увиделись. Сколько тем, не удалось обсудить даже малой части! Казалось бы, так редко встречаемся, но... И интересы близкие и возраст один. Вот и возникают..
30 лет судя по всему возрост переосмысления. Идет активный поиск новых ориентиров на базе, которая посторена к этому возрасту, хочется расти дальше. Двигаться к чему-то большему. И ведь все правильно, хорошо в моей жизни, но, видимо, именно поэтому и тянет к покорению новых вершин. Я помню это время у Кости, тогда я не понимала, что происходит с ним, поддерживала его очень неумело. Как пережил он его? И рисовать не мог, и, казалось, что ничто не достигнуто?
Зато новый толчок! Заряд для рывка вперед!!!
читать дальше" Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
В возрасте порядка 30
большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется
представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.
И.С. Кон: "Никто не может реализовать себя полностью", и самоанализ выявляет эту нереализованность.
А.В.
Толстых: "У человека на границе третьего десятилетия своей жизни
самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь,
индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не
совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за
собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности"[7].
"Человека
"сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и
утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически
перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни,
соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами
и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь".
Итак,
кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла.
Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том,
что жизненный замысел вообще оказался неверным.
Кризис 30 лет нередко
называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла
существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход
от молодости к зрелости.
Проблема смысла жизни зачастую появляется
уже в начале молодости, а иногда даже в подростковом возрасте. По
Кулагиной в подростковом возрасте - при личностной неразвитости. По
доктору А. Червоненко - у ищущей личности. Таким образом, мы с вами
видим прямо противоположные мнения двух специалистов. Довольно часто
стоит эта проблема и в период зрелости.
В. Франкл пишет: "Сегодняшний
пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от
глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением
пустоты"[9].
Очень большой процент людей умирают, так и не найдя смысла жизни.
Что
же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно
В.Франклу: "Смысл - это то, что имеется ввиду человеком, который задает
вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий
ответа". По А. Червоненко: "Смысл - это попытка ответить на вопрос Кто
я? Что я? Зачем явлен в свет?"
Достижение цели по Франклу имеет в
виду достижение мотива. Смысл, таким образом, - это то, что связывает
цель и стоящий за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель и
мотив, как это обычно бывает, не совпадают).
Достижение цели по А.
Червоненко - через расширение сознания человека, путем проникновения в
подсознание прийти к сверхсознанию, т.е. обретение просветления
(А.Червоненко - доктор из Санкт-Петербурга, Лидер Международного
оздоровительного движения).
Отсюда вывод по В. Франклу - проблема
смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, ждя ее
достижения не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда
цель была поставлена неверно.
Человек обретает способность быть самим
собой, согласен с миром только в сущностных сторонах жизни. К
целостности личности, общему согласию с миром он приходит при сущностной
форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие
интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.
Согласие с
миром, способность быть самим собой - вот тот мотив, депривация
которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни
возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого
сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека
с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой.
Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные
проблемы.
Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с миром"