Кем быть лучше?
#39читать дальше
Узколобым бараном, или собакой на сене?
Нежный женский голос: "Мальчик, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?"
Мужской бас, подражающий интонациям дебила: "Я хочу быть космонавтом..."
Женский голос: "Тогда сыграй вот так..."
Дальше раздаются три тоскливых звука: "Ду... Ду... Ду..."
Этот диалог, записанный на кассету с надписью "Группа Театр" в каком-то давнем (кажется 85) году, мои друзья и знакомые часто инсценируют в узком кругу.
Вот и сегодня стайка дизайнеров, сидящих в фойе, изображала из себя старый "Театр".
- Мальчик, кем ты хочешь быть с 1 января? - Спрашивала сладким голосом Натали
- Я хочу быть дизайнером - Ворчал в ответ Василий
- Тогда спой вот так: "Digital innovations for a new media world...!" (слоган нашего любимого АО)
- Не-ет! Вот так: "Move first..." (гимн "врага номер один")
- Да нет, давайте сразу это: "Тутурутуту.. Те-ле-ком.."
- И это вам уже не поможет...
...Вздохи...
Перечисляются всякие-разные варианты:
- А мне вообще надоел интернет. Податься чтоли в печатную продукцию?
- Опять? Ты же оттуда сбежал однажды...
- Ну вот, отдохнул, можно теперь от сетки отдохнуть.
- Или вообще от компьютера. Вот пойду ручками рисовать...
- Хорошо вам. Вы разносторонние личности. А я вот ничего кроме фотошопа и safe-for-web не умею...
А всего-то неделю назад на этом же месте проходила беседа, которая привела ребят к совершенно другому выводу. Начали с мечтаний: "Как это так получается, что Райен Хьюджис в таком возрасте стал таким продаваемым иллюстратором? Он конечно рисует классные картинки, ничего не скажешь... Но ничего ТАКОГО в них нет. А его "вертикальный взлет" - просто удивителен."
В этом же контексте обсудили Маркуса Чина:
Красиво. Просто ужасно красиво! Молодец парень - все у него ладно, стиль такой, что ни с кем не спутаешь, хотя иногда напрашивается мысль, что он "катается на десяти приемах". Ну и пусть катается. Зато имеет "выраженное лицо". А вообще - если совсем серьезно - каждый из нас знает минимум троих, кто мог бы нарисовать не хуже. Почему именно он стал такой суперзвездой?
- Потому что он всегда работает в одном и том же стиле, и не отклоняется от курса! - вдруг вмешался в беседу рыжий человек в элегантном костюме, который до этого сидел в сторонке и с ироничной улыбкой поглядывал в нашу сторону.
Рекрутер. Человек, который продает наш труд.
- Нет ничего лучше, чем односторонний, скучный, монотонный художник или дизайнер, который всегда работает в одном и том же стиле, без экспериментов, без "выкрутасов", без смен техники и "новой философии на каждый год"! От вас, разносторонних личностей, одни убытки! Что хочешь, то и делай с вами! - Рекрутера "прорвало".
- Но почему?
- Да потому что вас продавать невозможно! Надежности в вас нет. Как я объясню покупателю, что он получит?
Вот, смотрите, Маркус Чин. Открываешь портфолио в любом месте, и видишь что? Одинаковые картинки, одна к одной - сюжеты разные, композиции разные, но стиль не меняется, больших отклонений нет, рамки, в пределах которых он движется, видны. Дальше чем вот до сюда он за них не выходит. Покупатель, который видит такое, сразу понимает: Вот это я получу.
Особенно это касается иллюстраторов и сильно "изобразительных" дизайнеров. Красный квадрат можно бесконечно долго просить подвинуть на 5 точек вверх. А исправить две точки в сюжетной картинке нельзя. А если человек нарисовал все как надо, и просто стиль не нравится? И словами описать трудно, что с картинкой не то? Как тогда с вашими контрактами быть?
Чем лучше простой человек представляет себе, что может для него нарисовать дизайнер или художник, тем легче избежать вот таких недоразумений. И вот, показываешь заказчику картинки, и он себе представляет изо всех сил. Потом получает свою картинку и начинает орать: "Это же совсем другое!".
А у дизайнера просто случилось спонтанное прозрение, он понял, что зашел в тупик, и решил попробовать новое направление.
У тех, кто пробует новые направления слишком часто, вообще не складывается портфолио, по которым простой человек может себе что-либо представить. Слишком много всего "разношерстного", и слишком трудно предсказать - что же будет дальше.
Не говоря уже о деятельности в разных областях. Можно говорить что угодно, но любой заказчик все равно думает: "Если он делает всего понемногу, значит ничего не делает по-настоящему хорошо!"
И таким образом наш рекрутер объяснил нам, что от наших экспериментов и творческих порывов одни убытки. По крайней мере для "продаваемости" нашего труда - точно.
Выходит, что "рынок" уже наступает на горло не только песням. Ему и все, что делает дизайнер для своего обыкновенного "творческого роста", активно не нравится. Лучше всего найти один прием, и плодить, и плодить одинаковые картинки, которые отличаются друг от друга совсем незначительно.
- Но ведь дизайнер не всегда просто "мечется" между стилями в поисках себя - возражают некоторые - часто эти эксперименты делаются от того, что человек боится "плотно сесть на конек" который окажется никому не нужным. Вот проработаешь 5 лет только с интернетными страничками - а веб-дизайн умрет. И останутся в живых только те, кто раньше занимался другим дизайном тоже. Или просто надоест веб-дизайн, возможности которого таки ограничены...
Вот и пылает очередной "спор недели". Кем лучше быть? Специалистом с узкой специализацией, которому в своем деле равных нет (но который на 100% зависим от своей узкой специализации)? Или "гением-разнобытом", который везде сует свой нос, и больше верит в хорошие идеи и мотивацию, чем в многолетний опыт копания в технических тонкостях?
Меня видимо уже ни один рекрутер не образумит. Хоть я и стараюсь не "распыляться", все равно меня все время сносит "в бок". Только все привыкли к векторым девушкам, как кот Федор выкатил из под шкафа коробочку с перышками, и теперь я опять рисую картинки тушью (и как я могла такое занятие забросить навсегда?). Уже вроде прижилась в веб-дизайне, и все равно то старая недорисованная книжка попадется в руки, то наполовину смонтированный фильм, то... хм?... что из этого должно было получиться?... похоже на коврик...
Кстати, рекрутер (третий подряд) отказался сотрудничать лично со мной после просмотра гигантской кучи предметов искусства. Сказал, что мы поговорим снова, когда я предъявлю ему 100 одинаковых работ.
Может быть и поговорим... В следующей жизни...
Дизайнер - враг художника! (Хорошо хоть не друг человека!)
#29читать дальше
Ах вот чем оказывается заняты мои любимые сотрудники, пока я тут спокойно занимаюсь своими делами, работаю и рисую всякие глупости.
А я-то думала - о чем они так орут, когда встречаются в фойе. Прямо с пеной у рта спорят, размахивают руками, и подпрыгивают со стульев. А потом бегут на свои места, и пишут, пишут, так по клавишам стучат, будто компьютер в чем-то провинился. И главное, я так прикинула чисто стук, который я услышала за неделю, проходя мимо открытых дверей - по моим подсчетам должны бли написать по книге каждый.
Оказывается это все был виртуальный спор.
Виртуальный - не только потому что он велся через интернет. Виртуальный еще потому, что предмет спора какой-то выдуманный, и вообще, мне кажется, не достойный такой продолжительной драки.
В конце концов это все дошло и до меня, мне вывалили на стол несколько десятков драматичных цитат из мэйлов, форвардов, ответов, ответов на ответ и пересказов продолжений дискуссии на кухне, и попросили высказаться на эту тему.
Если честно, то мне даже перечитывать эти крики лень. Но...
(Что не сделаешь ради друга)
Некоторое количество молодых джентельменов и дам решили в свое время стать художниками. Но рано поняли, что вероятнее всего понимающих их творчество людей, и желающих за их творения платить, будет всегда слишком мало.
Они прикинули, как могла бы сложиться их творческая карьера, и поняли, что вероятнее всего они будут всю жизнь перебиваться с хлеба на воду и рисовать свои никому не понятные картинки.
Еще они поняли, что даже если им всю жизнь будет наплевать на это, все равно всегда найдется какой-нибудь родитель, или жена, или лучший друг, который будет неизменно качать головой, и напоминать о том, что искусство-искусством, а детей надо кормить, и вообще - пора уже взрослеть. А эта перспектива им очень и очень не нравилась.
Да и замечания о том что "быть художником каждый может, а ты вот с жизнью разберись" портили настроение. Не то чтобы эти высказывания были сильно осмысленными, но возражать им было трудно. Да и представлялось, как трудно будет возражать им лет в 40, если художник из них получится плохой и не очень успешный.
Одним словом - они решили сначала сделать то, чего ждет от человека жизнь первым делом. Они пошли работать.
Большинство быстро поняли, что занятия "изобразительным искусством" неизменно являются для них самыми любимыми из всех, и поэтому от работ дворниками, буфетчицами и уборщиками они быстро отошли, и воспользовались первой же возможностью зарабатывать деньги тем, что им нравилось. Тем более, что это было максимально похоже на их мечту - они рисуют - им платят деньги, необходимые на жизнь.
... И так они стали дизайнерами...
Я сейчас говорю не про всех дизайнеров на свете. Существует очень много причин, по которой кто-то становиться дизайнером. Для кого-то это путь наименьшего сопротивления, для кого-то - непыльная работа, для кого-то - единственный интерес в жизни, для кого-то - только одно из многочисленных увлечений.
Но для кого-то это просто "тыл". Работа за которую платят деньги, и которую делать приятно, потому что она несет в себе много признаков любимого дела. Нужная для того, чтобы в свободное от нее время заниматься тем, что по-настоящему нравится, не думая ни о чем.
Со временем работать становилось все легче, и возвращаться к своему искусству получалось все чаще. Ребята уже довольно давно работают на своих работах, а все свободное от зарабатывания денег время занимаются искусством. И нагло называют себя художниками. (К этим нахалам я себя кстати тоже отношу.)
Так вот драка заключается в том, что некто Василий услышал от медиа-художника и литератора Сергея Тетерина, что не только не стоит путать дизайнеров с художниками, но так же нужно знать, что работа дизайнером практически исключает возможность для этого человека, стать настоящим хорошим художником. Художник и революционер Алексей Шульгин (которого я кстати очень и очень уважаю) добавил к этому свою идею, что дизайнер - это вообще первый враг художника!
После недели криков никто так и не пришел к выводу, имеет ли дизайнер моральное право называть себя художником, а художник - тратить 8 часов в день на "заколачивание бабок".
А я думаю по этому поводу следующее (только для вас, дорогие Денис и Василий):
- Не надо путать профессию дизайнера с профессией художника, и не надо эти понятия друг с другом связывать намертво. Человек может быть одним из двух или и тем и другим, так же, как он может быть одновременно "художником и литератором" или "художником и музыкантом", или "художником и садоводом". Одно с другим не связано напрямую.
- Дизайнер - это профессия, в которой изобразительное искусство играет далеко не самую главную роль. Дизайнер - это хороший психолог, который умеет угадать желания заказчика, и материализовать их. Так же дизайнер - это генератор хороших идей, не обязательно сугубо изобразительных. Дизайнер - это человек, хорошо понимающий технологии, в которых будет реализован его дизайн, и умеющий ориентироваться в своей работе на их особенности. Еще дизайнер - это человек который продает не свой собственный стиль и почерк, а тот стиль, который любит заказчик, будь то Рококо или Модерн. Это профессионал, умеющий работать с макетом, шрифтом и пространством, не наступая при этом слишком сильно на горло мечте заказчика. Дизайнер - человек, умеющий найти золотую середину между "грамотно" и "красиво", при этом в вопросе про "красиво" опираясь на то, что считает красивым заказчик...
При чем здесь художник?
- Если человек - художник, это часто помогает ему придумывать хорошие и красивые вещи для дизайнов на работе. Но он будет хорошим дизайнером только если он при этом умеет на работе забыть про то что он художник, и поставить на первое место не свой художественный вкус, а требования заказчика.
- Ольга Горюнова в интервью для АртИнфо описывает "замкнутый круг", который связан с зарабатыванием денег, и который якобы сильно мешает человеку думать о таких высоких материях, как искусство. Зарабатываешь деньги - хочется иметь их больше и больше и больше - зарабатывая это "больше и больше" забываешь думать о чем-либо еще.
Я думаю, что это правило не применимо ко всем. Я не хочу зарабатывать больше денег, чем зарабатываю сейчас (хотя могла бы). Именно потому что знаю, что не хочу дать своей работе больше сил и времени, чем даю сейчас. Именно потому, что эти силы и время мне нужны на другое. И я не одна так думаю...
- Сергей Тетерин утверждает, что большинство художников, которые говорят себе: "Вот, заработаю денег и потом буду заниматься искусством", говорят это десятилетиями, а до искусства никогда так и не доходит.
На это я должна сказать, что для _настоящего_художника_ такое невозможно. Художник - это человек обязательно в какой-то степени одержимый своим желанием творить свое искусство. И настоящий художник никогда не бросает свое искусство на десятилетия. Он может иногда рисовать меньше, иногда - больше. Но он не бросает это дело никогда. И при первой же возможности начинает рисовать больше и больше...
- Говорят, что нельзя заниматься настоящим искусством после того, как 8 часов поработал. Чтобы делать настоящее искусство, нужно делать это основным занятием своей жизни.
На это я должна сказать, что большинство хороших художников, которых я знаю, какой-то период жизни занимались не вполне своим делом 8 часов в день. Главный художник МХАТа - Владимир Серебровский, является на мой взгляд одним из самых роскошных живописцев нашего времени. Однако, сколько я себя помню, я все мое детство наблюдала, как он носит иллюстрации в детские журналы, выслушивает советские маразмы про то как следует рисовать октябрят и пионеров, и переделывает свои картинки. Платить большие деньги за его живопись люди начали, когда он вышел на пенсию.
И кстати, Серебровский рисовал картины "для себя" каждый день по утрам перед работой. Не 8 часов, но зато каждый день.
- Говорят, что настоящее искусство рождается только в терзаниях и страданиях, и поэтому сытый, довольный своей жизнью художник вообще ничего гениального сделать не может. Я искренне согласна с этой теорией, одако я должна признаться, что, не смотря на наличие стабильного заработка, у меня с терзаниями и страданиями все в порядке! Я прекрасно умею создавать себе кучу неразрешимых проблем каждый день, и мне регулярно есть о чем поплакать.
(Ехидные замечания мужчин о женских капризах отвергаются, я не эти слезы имею ввиду.)
- И вообще - дизайнер никому не враг. Поверьте мне, они все очень милые и добрые ребята! :-)
- Перед всеми людьми, которые умеют хорошо и регулярно работать (не важно кем) я снимаю шляпу (сама каждый день пытаюсь заставить себя уйти на работу, и удается мне это не всегда). И если они при этом еще хотят быть художником, умение работать над собой им наверняка будет только полезно.
- Перед людьми, как Алексей Шульгин, я тоже снимаю шляпу, потому что они сумели почти невозможное - по-настоящему серьезно заниматься только своим искусством, и ничем другим. По крайней мере они на 100% живут по тем правилам, в которые верят :-)
(Хотя эта концепция - не единственный возможный вариант.)
- Сергей Тетерин ввязался в эту дискуссию совершенно зря, потому что сам то работает, то не работает, но называет себя художником во все времена. И соответственно не понятно, зачем он дразнит этой дискуссией моих коллег вот уже целую неделю.
- Я безгранично жалею, что потратила на участие в этой дискуссии целых 37 минут - за это время я бы нарисовала что-нибудь хорошее.
- Кто первый бросит этот бессмысленный спор, и добежит до стола с карандашами и красками - тот и есть самый настоящий художник :-)
Творческий приступ (и как от этого вылечить)
#1читать дальше
Какие только вопросы не задают дизайнерам. Нарочно не придумаешь. Среди прочих, вот, недавно спросили:
- Можете ли вы сказать универсальный рецепт успеха, которым могли бы воспользоваться все начинающие дизайнеры? Ну что на это отвечать?
Когда я слышу такой вопрос, мне даже применительно к себе не приходит в голову ни одного "рецепта успеха". Не говоря уже обо всех дизайнерах на свете...
Зато я знаю один очень хороший способ угробить насмерть любой по-настоящему творческий проект. По крайней мере у меня он всегда срабатывает безотказно: Чтобы придушить хорошую идею, достаточно сделать из нее проект, который выходит с какой-то периодичностью. Стоит мне сказать, что моя страничка обновляется первого числа каждого месяца - как у меня, пунктуально к первому числу каждого месяца, наступает полный, безнадежный и непробиваемый творческий кризис.
Кстати, если проект закрыть, или приостановить, или отменить, то сразу появляется творческий приступ.
Так уж устроены некоторые люди, что все творческое в их жизни происходит "приступами", не тогда, когда планировалось, а именно тогда, когда всем не до этого, и времени нет (ни делать, ни смотреть) и вообще...
Исходя из этого закона природы я решила попробовать сделать наоборот... Поэтому этот проект с этой минуты закрывается и приостанавливается. Никто тут не будет ничего публиковать, а так же никто не будет выкладывать сюда никакие картинки. И если что-то тут все же появится, то это чистая случайность. Ну, или результат спонтанного творческого приступа...
На этой оптимистичной ноте я с вами прощаюсь на неопределенное время... :-)
Яна Франк (Miu Mau)
Кем быть лучше?
#39читать дальше
Дизайнер - враг художника! (Хорошо хоть не друг человека!)
#29читать дальше
Творческий приступ (и как от этого вылечить)
#1читать дальше
#39читать дальше
Дизайнер - враг художника! (Хорошо хоть не друг человека!)
#29читать дальше
Творческий приступ (и как от этого вылечить)
#1читать дальше